cinemors (cinemors) wrote,
cinemors
cinemors

Category:

Человек-слон / The Elephant Man (1980)

Ну вот опять, целых два с половиной месяца ничего не писал. Пока лень побеждает мои кинокритические порывы. Ну ладно. Пишу редко, но много. Осторожно, впереди вас ждет СПГС.

Очень давно я собирался пересмотреть этот замечательный фильм, одного из моих самых любимых режиссеров, Дэвида Линча, а тут появился повод. Повод, к сожалению, выдался трагическим - на 78-м году жизни умер, на мой взгляд действительно величайший актер - Джон Херт. По сугубо моему ощущению Джон был мастером ролей второго плана, а по иронии судьбы в, пожалуй, главной главной роли своей жизни, роли титульного персонажа за которую он был отмечен номинацией на "Оскар", мы не видим его настоящего лица, так как Джон Херт был покрыт сотнями слоев грима представ перед зрителями трагическим монстром Джозефом (Джоном) Мерриком, получившим прозвище Человек-слон.


Одна из мыслей пришедших мне в голову при пересмотре этой картины заключается в том, что Линч снял фильм очень нетипичного жанра. Назовем его биографический хоррор. Фильм одновременно является биографией реально жившего человека, и одновременно классическим примером фильма про трагического монстра в духе «Франкенштейна». «Человек-слон» вызывает страх совсем иначе, в отличии, от большинства фильмов ужасов. Страшным является то, что показанная история реальна. Страшен не сам Джон Меррик, а то что на его месте мог оказаться любой из нас, ведь это обычная болезнь и подобные люди действительно живут вместе с нами. Пытаясь вспомнить другие подобные фильмы самопровозглашенного мною жанра «биографический хоррор», или даже «биографический монстр-хоррор» мне на ум пришел только фильм «Тень вампира» (2000) снятый Э. Элиасом Мериджем. Возможно близкими этому жанру будут фильмы про монстров, которые являются полной противоположностью Джону Меррику, обычные с виду, но страшные внутри. Тут вспоминается фильм 2003 года «Монстр», где актрисе Шарлиз Терон пришлось примерно также до неузнаваемости измениться, как и Джону Херту.

Другая же пришедшая мне в голову мысль касается самой природы главного героя. Что он за персонаж, и может даже больше чем просто персонаж. Вот есть такое выражение "человек-оркестр". Где-то я еще вроде слышал и "человек-книга". Дэвид Линч, на мой взгляд снял фильм про человека, которого буквально можно назвать "человек-аттракцион", или даже метафорически "человек-фильм", "человек-кино". Ведь кто такой Джон Меррик для людей. Он цирковой аттракцион. Можно даже сказать, что он неосознанно созданное природой произведение искусства. У него нет отбоя от зрителей, а в какой-то момент он становится даже модным и популярным среди богемы. Причем у этого «человка-фильма» есть и свой жанр, сначала зрители его пугаются, как фильма ужасов, но узнав его ближе проникаются драмой его жизни. Интересно, что именно обычные простолюдины не увидели в Джоне Меррике ничего кроме страшной оболочки, а более образованная публика, эдакий элитарный, начитанный зритель заглянул поглубже и заметил ту самую драму. Так и с большинством фильмов того же Дэвида Линча, рядовой зритель вряд ли их поймет, но в тоже самое время Линч один из любимейших режиссеров всего кинокритического сообщества.

Другой мотив в котором проглядывается метафорическая связь Джона Меррика с кинематографом заметен в сценах, где Джон предстает перед своей публикой. Его постоянно окружают артефакты так или иначе связанные с кино. Так будучи узником страшного цирка, Джон находясь в клетке все время был спрятан за ширмой, таким своебразным занавесом. Его хозяин мистер Байтс, начиная представление снимал эту ширму в духе раздвигающегося занавеса перед показом фильма в старом кинотеатре. Точно также в другой сцене, когда доктор Тривс представлял свою находку другим зрителям – ученым, он также раздвинул этот занавес начав свое представление. В этой же сцене Джон, чтобы зрители могли его лучше видеть, подсвечен ярким лучом света, очень напоминающим луч проектора в кинотеатре. Исходя из этих находок мне Джон Меррик так или иначе представляется такой метафорой самой сути кинематографа.

И еще один пункт о котором хочется написать, это такая тема избранности и может даже святости нашего героя. Природа, наделив Джона уродством, сделала из него особенного, не такого как все. Кинематограф очень любит мотивы уродства и избранности. Эти две совершенно противоположные на первый взгляд темы каким-то образом уживаются в нем. Джон Меррик одновременно урод, а значит маргинал из грязных, темных английских подвалов и трущоб, но с другой стороны – он по свеому избранный, конечно не такой как Нео из «Матрицы» или Энакин Скайуокер, но все же он самая настоящая звезда своего времени, любимец элиты викторианской Англии. Праведник и добродетель, несущий на своих плечах тяжкий груз своего уродства. Человек которому приходится страдать за чужие грехи, и который неосознанно проявляет милосердие в других. Пожалуй да, Джон Меррик истинный святой девятнадцого века.

Subscribe

  • Безумный страх / E tanta paura (1976)

    Снова участвую в культурном флэшмобе проводимым пользователем altereos . На этот раз на тему джалло. С джалло у меня не самые хорошие отношения. Я…

  • Девчонки и их родители

    Посмотрел на днях два фильма со схожей тематикой, снятых режиссерами-женщинами. Причем оба фильма это их дебютные работы. Пусть будут в одном посте.…

  • Т2 Трейнспоттинг (На игле 2) / T2 Trainspotting (2017)

    Я очень люблю первый фильм и продолжения очень ждал. Особенно вышедший примерно полгода назад трейлер произвел такое впечталение что я поверил что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments